Имя числительное как часть речи
знать морфологические признаки числительных; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные; сформулировать проблемы Аральского моря; составить перечень мер, необходимых для сохранения моря.
учащиеся знают морфологические признаки числительных, умеют находить числительные в тексте, различают количественные и порядковые числительные, могут охарактеризовать проблемы Аральского моря.
Ход урока
Этапы урока:
Время
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Создание положительного настроя на урок.
- Доброе утро, дорогие ребята.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час!
Предлагает учащимся встать в круг и по часовой стрелке друг другу выразить пожелание.
Раздает каждому ученику рубрикаторы.
Приветствуют учителя и всех присутствующих.
Хлопают по ладошке соседа и друг другу выражают пожелание.
Садятся за парты и записывают дату в тетрадь
1. Морфема – минимальная значимая часть слова.
3. В корнях –гар-, -гор- под ударением пишем а, в безударном положении о.
4. В корнях –зар-, -зор- под ударением пишем а, в безударном положении о.
5. В корнях –бер-/ -бир-, -мер-/ мир-, -тер-/-тир- пишем и, если после корня следует суффикс А.
Комментирует задание, показанное на интерактивной доске.
Выполняют задание, затем проверяют свои работы по ключу ответов на доске.
Выставляют оценку по критериям и вносят ее в карту оценивания урока, в графу «Домашнее задание».
***Цель задания: повторить изученный материал по правописанию чередующихся гласных в корнях слов.
Задание: найти соответствия
Лимон Глагол
Нас Существительное
Идти Прилагательное
Пешком Местоимение
Цветной Наречие
Выполняют задание, работают с флипчартом, повторяют сведения по морфологии.
Обращает внимание учащихся на слова, часто используемые в тексте (имена числительные).
Задает учащимся вопрос, направляет учащихся на определение темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Делит класс на 3 группы.
Самостоятельно выводят тему урока и записывают ее.
Предлагают свои цели урока.
Дети рассаживаются по группам с одинаковыми карточками:
Группа 1 –Количественные
Группа 2 - Порядковые
Группа 3 – Морфологические признаки числительных
Направить учащихся на определение темы урока.
Изучение новой темы.
Работа по учебнику
Задание группам:
ознакомившись с раздаточным материалом и материалами учебника, составить кластер на темы, которые даны в названиях групп.
Группа 1 –Количественные
Группа 2 - Порядковые
Группа 3 – Морфологические признаки
Уровневые задания по теме урока:
Предлагает учащимся возможные способы изучения новой темы:
- раскрытая книга (прочитать в учебнике)
- лицо ученика, а над ним вопрос (самим подумать и выяснить)
- взрослый и ребенок
(спросить у взрослого)
Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает выступления групп.
Предлагает учащимся выполнить одно задание в учебнике на выбор.
Наблюдает за ходом выполнения задания.
Выбирают путь изучения темы урока.
Работают в группах.
Готовят сообщение, выступают перед другими группами, оценивают работы друг друга по заранее подготовленным критериям, которые находятся на каждом столе.
Выполняют задание, проверяют работы друг друга, выставляют оценку
В каждой группе назначаются хранители времени.
Данная работа позволяет учащимся самостоятельно изучить новую тему урока. Кроме этого, у учащихся формируется умение отбирать информацию и выделять главное.
(3 мин на подготовку, 3 мин на выступления, 2 мин на оценивание)
После выполнения данного задания проводится оценивание данного этапа урока по заранее подготовленным критериям. Оценку каждый учащийся вносит в свою карту урока.
Выполнение разминки под музыку.
Вместе с учащимися выполняет разминку.
VI. Работа по тексту.
Приложение 1 (тексты)
А) расположить предложения в той последовательности, чтобы получился текст;
Б) выписать ключевые слова;
В) определить тему и основную мысль текста.
Г) выписать числительные, определить разряд (количественное или порядковое).
Объясняет детям суть задания, наблюдает за выполнением задания.
- Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти тексты?
В группах выполняют задание, затем каждая группа представляет свою работу, составляя текст на флипчарте.
Задание направлено на отработку навыков грамотности чтения и закрепление изученной темы.
***Все предложения взяты из видеоролика «Аральское море». Группам раздаются разные смысловые отрезки данного видеоролика. В конце делается обобщение о единой теме данных получившихся текстов.
Группа 1 – определить основные проблемы Аральского моря
Группа 2 – составить перечень мер, необходимых для сохранения моря.
Группа 3 – написать эссе «Роль числительных в нашей жизни»
Поясняет задание, слушает ответы учащихся, хвалит за активную работу.
Работают в группах, определяют проблемы Аральского моря и составляют перечень мер, необходимых для сохранения моря.
Цель данного задания: проверить навыки учащихся, приобретенные на уроке.
Задание направлено на закрепление изученной темы.
VIII.Самостоятельная работа учащихся
Решение тестовых заданий по теме урока
Объясняет задание, наблюдает за ходом его выполнения.
Отвечают на тестовые задания.
IX. Домашнее задание
Домашнее задание на выбор:
1) написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу»;
2) составить 3 вопроса по теме урока;
3) выполнить упражнение с учебника по данной теме.
Поясняет домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Ну вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих довольных глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня вы в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!
(отмечает наиболее активных детей)
В конце урока учащиеся заполняют свою карту оценивания урока и ставят себе итоговую оценку за урок в виде смайликов на оценочном окне.
Во время заполнения оценочного окна на доске проецируется видеоролик.
Приложение 1
Ара́льское море — бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века стало мелеть ускоряющимися темпами из-за забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения.
В 1960 г. Аральское море было четвёртым крупнейшим озером мира, занимая около 68 тыс. км², но из-за того, что вода рек, впадавших в море, отводилась на орошение, оно стало мелеть. В 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляет около четверти первоначальной, а объём воды — около 10 %.
Cтоки с местных полей стали причиной отложений из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, появляющихся местами на 54 тыс. км² сухого морского дна, покрытого солью. Пыльные бури разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. Бикарбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур.
Местное население страдает от большой распространённости респираторных заболеваний, анемии, рака горла и пищевода, а также расстройств пищеварения. Участились заболевания печени и почек, глазные болезни.
В 2001 г. в результате ухода воды остров Возрождения соединился с материком. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Это является причиной опасений того, что смертельно опасные микроорганизмы сохранили жизнеспособность, и заражённые грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.
Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее, чем через 200 лет.
В 90-е годы решено было спасти хотя бы Малый Арал, вода из которого утекала в Большой Арал. Для этого была была посторена дамба и плотина с гидротехническим затвором (он позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема). Площадь Малого моря несколько увеличилась, а солёность воды снизилась.
Высохшее дно Аральского моря сейчас простирается на 28 тыс.кв.км. Солончаки, засоленные пески занимают 2/3 этой территории. Ежегодно с высохшего дна Аральского моря уносится 75 млн. тонн песка и пыли, а также ещё 65 млн. тонн тонкодисперсной пыли и солей. Высохшее дно Арала становится одним из основных поставщиков аэрозолей в атмосферу Земли. Эти частицы переносятся на очень большие расстояния. Соли и мельчайший песок переносятся с Аральского дна на юг и на запад, легко преодолевая плато Устюрт и, попадая в Каспий они перемешиваются с вертикальными копьями поверхностного испарения. В результате этого смешивания образуются пыле-солевые облака, которые поднимаются на большие высоты и переносятся на большие расстояния. На пути переноса солей находятся ледники. А пыль и соль, достигающие ледников, представляют особую опасность. Поэтому в Приаралье за последнее время минерализация дождевой воды увеличилась в 2 раза, а непосредственно у Арала – в 7 раз. Соль и пыль, которая приносится с пустынного Аральского дна, увеличивает загрязняемость атмосферы Земли более чем на 5%. Поэтому можно смело заявить, что мы имеем дело с глобальной экологической катастрофой, границы которой в будущем могут расшириться, если люди не предпримут никаких мер по ее устранению.