Обрывок пергамента
Мы вновь ведем вас на экскурсию в интерактивный музей Vikingaliv в Стокгольме, где мы знакомимся с эпохой викингов. Сегодня рассматриваем всего две вещи – зато какие!
23 янв, 2021
Случайная стандартизация при литье превратила бронзовые кольца в раннюю форму денег в ЕвропеВышла. не знаю даже, насколько интересная результатом, но занимательная вопросом. работа голландских археологов "The origins of money: Calculation of similarity indexes demonstrates the earliest development of commodity money in prehistoric Central Europe".
Авторы рассматривают бронзовые слитки как товарные деньги. Причем, на их взгляд, слитки стали деньгами не просто так, а потому что вызывали у людей своим схожим видом и весом ощущение _стабильности_.
Но археологи решили "повертеть" вопрос в другую сторону. Как люди начала бронзового века могли определять вес, если весов еще не изобрели? И пришли к выводу, что "на глазок", и с точки зрения психофизики это возможно. Причем результат оценки будет не так уж плох (с определенной погрешностью).
Более того, пользуясь слитками в виде разомкнутых колец (типа браслетов или торквесов), ребер и топоров, люди смогли "отделить" в уме абстрактный вес от конкретного предмета - и таким образом сделали шаг в сторону весовой системы. Весы появились, кстати, уже в середине эпохи бронзы.
14 янв, 2021
Наскальное изображение свиньи оказалось новым древнейшим рисунком животногоВ 2017 году в пещерах острова Сулавеси открыли новый рисунок нескольких целебесских свиней - эндемиков острова. Сейчас вышла работа о датировке этого рисунка, и, судя по результатам, этот рисунок - самая древняя фигуративная картина в мире.
Если разделять выводы авторов (а это известный Максим Оберт с коллегами), то люди современного вида за линией Уоллеса начали рисовать на стенах пещер животных раньше, чем европейцы. Ну, или мы пока не нашли столь же древних рисунков на западе.
Кроме того, уже 45,5 тысяч лет назад люди уже умели в сторителлинг, рисуя на стенах пещер не просто изображения, но изображения, которые складываются для зрителя в историю.
И еще один интересный вывод: нарисованная свинья - не просто абстрактная свинья, а конкретная, целебесская. Этот вид до сих пор существует на Сулавеси. И художник не поленился нарисовать своим двухмерным свинюшкам морфологические признаки этого вида. И даже один незнакомый современным биологам.
(И я еще когда-то считала палеолит неинтересным периодом! А-та-та мне).
30 дек, 2020
Закусочная «кинеда и засранца»: о новых находках в помпейском термополииМой последний серьезный текст в этом году - и он о Помпеях. )
26 дек, 2020
Star Wars в неоклассическом стилеВ прошлом или позапрошлом году я рассказывала про серию постеров парижского дизайнера Трэвиса Дёрдена "Рождение мифа". Он представил персонажей киносаги "Звездные войны2 в виде известных неоклассических скульптур.
Но тогда я всего лишь показала его постеры, а позже добавила оригиналы. Теперь же решила написать свои мысли по поводу выбора Дёрденом прототипов для его образов. Конечно, они (мысли) могут не совпадать с идеями самого дизайнера. )
12 дек, 2020
О чем я рассказывала в дзене на этой неделеПростите меня, мои дорогие немногочисленные читатели, но в ЖЖ очень неудобно теперь копировать материалы по сравнению с другими ресурсами. Поэтому оставляю вам ссылки на дзен (если кому нужны на пульс - пишите, добавлю).
26 ноя, 2020
Древности теперь и вконтакте30 окт, 2020
Самореклама19 авг, 2020
Техническое и капля рекламы16 авг, 2020
Докопались до археологииКак охота за древними артефактами становилась исторической дисциплиной
Современная археология — это дисциплина, которая строго регламентирует, как проводить раскопки, как хранить и реставрировать находки, обращаться с животными и человеческими костями, музеефицировать место раскопок. Но еще недавно археологический интерес мало чем отличался от азарта кладоискателя. А расхитителям гробниц невзрачные черепки или старые кости не нужны — ведь на кону уникальные предметы искусства и древней роскоши. Юлли Улетова рассказывает по случаю Дня археолога о том, как и почему копатели прошлого постепенно брали на вооружение практики, без которых не обходится сегодня никакой уважающий себя археолог.
К тому, что даже мелочи материальной культуры прошлого могут иметь познавательную ценность, мир пришел далеко не сразу. Увлечение древностями в Европе стало особенно популярным в эпоху Возрождения. Антиквары (термин взят из древнеримской жизни) в XIV-XV веков систематизируют накопленные знания о прошлом, разыскивают и составляют каталоги древних письменных источников, переводят их на европейские языки, сопоставляют старые и новые сведения о различных областях жизни, коллекционируют монеты, картины и книги. Гуманисты, помимо литературных памятников древности, проявляют интерес и к другим следам сгинувших в веках цивилизаций: так, например, Петрарка путешествовал по Европе в свите папского кардинала, изучая людей, культуру, архитектуру, переписывал древние тексты, собирал монеты. Да и сами главы святого престола — Папы Римские — питали глубокий интерес к древностям. Ватиканские музеи основаны Папой Юлием II в начале XVI века и сейчас крупнейшее в мире.
Этьен де ла Ир. Кабинет редкостей принца Владислава Вазы, 1624
Не менее знаменита своими антикварными коллекциями и флорентийская династия Медичи. Начало собиранию художественных ценностей положил отец Козимо Старшего — Джованни ди Биччи, сколотивший состояние на банковском поприще. Его сыновьям досталось огромное финансовое состояние, которое они приумножили — а коллекционирование изысканных предметов искусства позволяло представителям рода Медичи подчеркнуто продемонстрировать всей европейской аристократии свою образованность и тонкий вкус. Интересы Медичи одним только римским наследием не ограничивалось: Козимо Старший, например, серьезно интересовался культурой этрусков — народа, который обитал на севере Италии в I тысячелетии до нашей эры — при нем в коллекцию Медичи поступили знаменитые Минерва и Химера из Ареццо и древнеримская статуя Авла Метелла.
Химера из Ареццо
Вся эта страсть Возрождения к древностям имела чисто описательный и накопительный характер. Древность копали, чтобы разнообразить домашние интерьеры и продемонстрировать тонкость своего вкуса. Лопаты оставались орудием обогащения — для кого-то буквального, для кого-то символического.