. Конспект урока 6 класс Единство Гидросферы
Конспект урока 6 класс Единство Гидросферы

Конспект урока 6 класс "Единство Гидросферы"

- В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет дать определение понятию «Гидросфера», объяснять, из каких частей она состоит.

- обучающийся сможет приводить доказательства о единстве гидросферы.

- обучающийся сможет рассказать о мировом круговороте воды в природе.

- обучающийся сможет объяснять значение гидросферы для живых существ на Земле

Регулятивные:

- обучающийся сможет самостоятельно называть составные части гидросферы.

- обучающийся сможет составлять схему классификации объектов гидросферы и объяснять ее.

- обучающийся сможет самостоятельно выдвигать версии, объясняющие единство гидросферы, выбирать из предложенных и самостоятельно искать достоверное объяснение.

- обучающийся сможет осознавать значение гидросферы для всех живых существ на Земле.

- в диалоге с учителем обучающийся сможет совершенствовать самостоятельно выработанные критерии.

Коммуникативные:

- обучающийся сможетназывать рекорды гидросферы из рубрики: «самое-самое» и показывать их на физической карте.

- обучающийся сможет самостоятельно называть составные части гидросферы и сравнивать, какую часть гидросферы составляют воды Мирового океана и воды суши.

- обучающийся сможет, работая в паре, вести совместный поиск информации о единстве гидросферы.

- уметь слушать одноклассников, анализировать и оценивать достоверность информации.

- обучающийся сможет, используя иллюстрации учебника, доказать что все части гидросферы связанны круговоротом воды.

- обучающийся с достаточной полнотой и точностью сможет выражать свои мысли о значении гидросферы для живых существ на Земле.

Познавательные:

- Обучающийся сможет строить логическое рассуждение и устанавливать закономерности взаимосвязи частей гидросферы в Мировом круговороте воды в природе.

- обучающийся сможет самостоятельно вести поиск и выделять необходимую информацию, объясняя единство гидросферы.

- обучающийся сможет самостоятельно составить схему: «Составные части гидросферы» и объяснить ее.

- обучающийся сможет приводить доводы в пользу утверждения «Гидросфера образует сплошную оболочку Земли».

- работая с дополнительными источниками информации, обучающийся сможет создать слайдовую презентацию: «Вода- основа жизни на Земле».

- анализируя особенности гидросферы, обучающийся сможет осознавать единство ее составных частей и единство географического пространства, уникальность наличия условий для жизни на Земле.

- обучающийся должен осознавать, какое значение и какой смысл имеют для него знания по данной теме; что вода – основа жизни на Земле и необходимо бережное отношение к этому источнику жизни.

Решаемые учебные проблемы

Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Гидросфера, мировой океан, круговорот воды.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийные средства, слайдовые презентации: «Вода – источник жизни на Земле», «Мировой круговорот воды в природе».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Психологический настрой на урок

Просмотр видео фрагмента «Вода – источник жизни на Земле»

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…

Антуан де Сент-Экзюпери

Посмотрите на экран с водой связанно много рекордов:

- Ребята, а вы знаете, учеными доказано, что вода обладает памятью. Человек с положительными эмоциями: заботы, любви, нежности - повышает энергетику воды, а зависть, злость, стресс вода принимает на себя и становится «мертвой».

***Проведем небольшой «эксперимент»: на нашем столе стоит графин с водой, который в течение всего нашего урока будет заряжаться нашими положительными эмоциями. А в конце урока мы отведаем этой «живительной влаги».

Игра «Нанеси на контурную карту правильно географический объект»

Рекорды, связанные с водой

Самый большой океан — Тихий — площадь около 178 млн км2.

Наибольшая глубина Мирового океана — Марианская впадина —11 022 м (Тихий океан).

Самое большое море — Филиппинское (Тихий океан) — площадь около 5,7 млн км2.

Самый широкий пролив — пролив Дрейка — ширина 818 км.

Самая длинная река — Нил (Африка) — 6671 км.

Самый большой речной бассейн — Амазонка (Южная Америка) —площадь 7,2 млн км2.

Самый высокий водопад — Анхель (Южная Америка) — 1054 м.

Самое большое озеро — Каспийское море (Евразия) — площадь около 392 тыс. км2.

Самое глубокое озеро — Байкал (Евразия) — 1638 м.

На контурную карту дети наносят объекты, связанные с гидросферой

(Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан, р. Лена

р. Амазонка, р. Енисей, р. Миссисипи

р. Нил, р. Волга, оз. Байкал, Каспийское море, Красное море)

- Ребята, скажите, пожалуйста, с чем связаны все географические объекты, которые вы нанесли на контурную карту.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- как вы думаете, могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

- в чем заключается единство всех вод гидросферы?

- Дорогие мои, кто мне скажет, с какими оболочками земли мы с вами уже знакомы.

Мы продолжаем изучение оболочек Земли. Как вы думаете, какую оболочку Земли мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке.

Почему вы так решили

Как будет звучать тема нашего урока

Что мы должны узнать о гидросфере

Кто даст правильное определение, что такое гидросфера

- Что мы должны узнать о гидросфере

Деятельность учителя

Что такое гидросфера

Состав гидросферы

Мировой круговорот воды в природе

Значение гидросферы для живых существ на Земле

- в каких состояниях находится вода в природе?

- Перечислите, пожалуйста, все виды природных вод.

Деятельность учащихся

- Работа обучающихся в парах.

- обучающиеся обсуждают взаимосвязь составных частей гидросферы, самостоятельно находят факты, приходят к единому мнению.

- обучающиеся вступают в диалог с учителем, проговаривают примеры взаимосвязи всех вод гидросферы.

Деятельность учащихся

- Литосферой – твердой оболочкой земли, атмосферой – воздушной оболочкой Земли.

( Водную оболочку земли)

- Кто мне скажет, как она называется водная оболочка земли

- обучающиеся дают определения гидросферы, мирового океана.

(выступление ребенка с значением слова о гидросфере из разных источников)

Гидросфера -(от др.-греч. Hydro — вода и Shpaira — шар) — водная - обучающиеся дают определения гидросферы, мирового океана.

Слайд № 5 (открывается план урока)

(Вода в природе находится в жидком, твердом и газообразном состоянии)

-океаны, реки, озера, подземные воды, ледники, вода в атмосфере, болота и т.д.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировкичастной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

- Чему мы должны научиться на уроке?

- что нам понадобится, чтобы доказать единство всех частей гидросферы?

- выскажите свои предположения, приведите примеры.

- Ребята, как отдельные части гидросферы связаны между собой?

Проблемный вопрос

Как вы думаете

Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

Мультимедиа «Пресные и подземные воды»

Прежде, чем ответить на наш вопрос, откройте тетрадь на стр. 83 давайте заполним табличку «Состав гидросферы»

Давайте запомним

Гидросфера объединяет все виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане.

Деятельность учащихся

- работа обучающихся с физической картой полушарий, схемы мирового круговорота воды в природе, обсуждения в парах, совместный поиск информации, высказывание своего мнения.

- перечисляют составные части гидросферы.

- называют, какую часть гидросфера составляет мировой океан и воды суши.

Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане.

96% = 1340 мл км 3 всех вод планеты составляют солёные воды морей и океанов.

Оставшаяся вода почти поровну распределена между подземными водами, находящимися в земной коре, и ледниками Антарктиды, Гренландии, некоторых островов Северного Ледовитого океана и

высочайших гор.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

- что мы предпримем, чтобы решить проблему?

Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

Разобьемся на группы, каждая группа получает схему «Мировой круговорот в природе». Ваша задача, работая с текстом учебника на стр. 147 заполнить схему и вынести ее на доску. Каждая группа должна объяснить свою схему.

Деятельность учащихся

- обучающиеся предлагают найти информацию, работая с физической картой и схемой мирового круговорота воды.

- обучающиеся самостоятельно составляют схему: «Составные части гидросферы».

С поверхности водоёмов испаряется вода. Солёные воды Мирового океана, как и пресные воды рек и озёр, превращаются в водяной пар, который образует облака. Кстати, испаряется только вода. Содержащиеся в морской воде соли так и остаются в океане. Поэтому водяной пар и облака состоят из пресной воды. Облака переносятся ветрами на сотни и тысячи километров. Рано или поздно из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть выпавших осадков просачивается в почву и становится частью подземных вод, а другая

часть стекает в реки. Талые воды, образующиеся при таянии снега или горных ледников, также частично просачиваются и поступают в состав подземных вод, а частично попадают в реки. Реки возвращают воду в озёра, моря и океаны. А с поверхности этих водоёмов вновь происходит испарение воды. В результате все части гидросферы оказываются, связаны между собой.

5 ЭТАП «Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

- Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?

- Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

- Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

- Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

перенос влаги ветром

вода на поверхности земли

Стр. 148 Давайте запомним

Отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды. Основными его элементами являются испарение воды, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток.

Отдохнем игра «Звуки гидросферы» (звучат звуки воды вам нужно отгадать, что это за звуки в природе)

-Ребята для чего нам нужна вода?

-Какую роль играет вода в жизни природы?

- Почему воду называют основой жизни?

Деятельность учащихся

- вступая в диалог, с учителем обучающийся объясняет значение мирового круговорота воды в природе, устанавливает причинно – следственные связи, приходит к определенному выводу.

- обучающиеся приводят доводы в пользу утверждения, что вода – основа жизни на Земле.

Смотрим фильм круговорот воды в природе

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи

Слайд № 7 «Круговорот воды в природе»

1 Морской прибой

- приводят примеры, почему воду называют основой жизни на Земле.

Выступление ученицы, которая подготовила презентацию о «Значении воды в природе».

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

1.Гидросфера — водная оболочка Земли. Она включает все виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане.

Остальное — поверхностные и подземные воды суши. Изучением гидросферы занимается особая наука — гидрология.

2. Гидросфера — сплошная оболочка нашей планеты. Единство её вод обеспечивается круговоротом воды.

3. Вода — это основа жизни. Богатство и разнообразие природы связано с водой.

- Какое новое слово нам встретилось в выводах нашей работы.

Прошу вас проверить свои знания

Слайд №8 «Проверим себя».

Деятельность ученика

- зачитывают в учебнике.

- Ребята, кто справился с заданием без трудностей?

- у кого были затруднения? В чем?

- Гидрология – наука о изучении природных вод.

Стр. рабочей тетради 82. «Заполните пропуски в предложенном тексте»

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- что интересного на уроке вы узнали?

- что вас удивило?

- что было трудно?

- кто был всех активнее?

Деятельность учащихся

Я понял, что гидросфера образует сплошную оболочку Земли.

- все части гидросферы связаны путем круговорота воды.

- гидросферы влияет на жизнь нашей планеты.

Рабочая тетрадь (тематический практикум) стр. 82-83 № 1

Подобрать загадки, пословицы о воде.

Подготовить презентацию о водопадах.

***А теперь я предлагаю всем отведать нашей заряженной положительными эмоциями водичкой (все дети выпивают по полстакана водички).

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: