Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики
Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.
Общие тенденции развития греческой монументальной живописи (от «раскрашенного рисунка» к живописи со светотенью, объемом, передачей пространства), проблемы изучения (отсутсвие произведений прославленных мастеров, известных по словесным описаниям в текстах античных авторов или по римским копиям с несохранившихся греческих оригиналов), материалы, техника (фреска, энкаустика), пигменты, живопись и вазопись (влияние живописи на вазопись в области сюжетов, композиции, задач). Примеры раннегреческой живописи эпохи архаики (пинака «Прекрасен Мегакл», живописные метопы храма Аполлона в Фермосе, живопись на деревянной плакетке с изображением жертвоприношения, клазоменские саркофаги, мраморные надгробия с росписями).
Основные этапы развития живописи в эпоху классики: от монументальной живописи общегражданского значения к станковой картине по заказу. Кимон из Клеон и изобретение ракурса.
Полиглот с Фасоса: темы (мифологические и исторические), характер росписей (гражданские добродетели, «изображал людей лучшими, чем они есть»), достижения в области композиции (первым стал размещать фиуры в несколько ярусов на волнистых линиях, обозначающих линию земли, и полускрытыми неровностями почвы; стал объединять людей в группы не только позами и жестами, но и мимикой и настроением), колорит живописи Полигнота (четыре основные краски). Работы Полигнота и Микона и их влияние на развитие современной им вазовой живописи. Значение достижений Аполлодора (изобретение светотени) и Агатарха (изобретение перспективы).
Творчество Зевксиса и Паррасия, проблема экфрасиса. Зевксис – искусный мастер и автор занимательных картин, мимесис в работах Зевксиса, сочетание работы с натурой и стремления к созданию идеальных и величественных образов, основные произведения мастера (история с картиной «Елена» в Кротоне, история с птицами и виноградом, «Семейство кентавров»). Паррасий, как противопоставление Зевксису – интерес не к внешней красоте, а к сложным психологическим состояниям и душевным переживаниям («Притворное безумие Одиссея», «Прометей, терзаемый орлом», история о занавесе, обманувшем Зевксиса). Второстепенные живописцы конца V – начала IV в. до н. э. Живописные школы, живопись в системе образования Древней Греции поздней классики. Особенности греческой живописи поздней классики: работы Филоксена (по римской мозаике «Битва Александра с Дарием», копирующей несохранившийся греческий оригинал), Павсона (история с изображением бегущего коня), Тиманфа («Жертвоприношение Ифигении»). Апеллес и его работы в разных центрах греческого мира, при дворе Филиппа и Александра, при дворе Птолемея в Египте, история с Апеллесом и башмачником. Основные произведения Апеллеса: «Афродита Анадиомена», «Клевета», «Александр с молнией». Протоген с Родоса – новый тип художника (аполитичность, замкнутость, история с захватом Родоса), противопоставление Апеллесу, основные работы (картина «Иалис»). Мозаики Пелы и росписи гробницы в Вергине, как пример подлиной работы древнегреческих мастеров IV в. до н. э. в разных техниках живописи. Галерея истории Древней живописи в здании Нового Эрмитажа: попытка создания наглядной истории живописи от древних времен и до середины XIX века, сюжеты росписей Галереи – истории из жизни античных живописцев (дочь коринфского горшечника Дибутада, обводящая тень своего возлюбленного на стене; Зевксис и птицы, клюющие виноград на его картине; Протоген, швыряющий кисточку в свою картину, Зевксис, пытающийся отдернуть нарисованный Паррасием занавес; Зевксис, рисующий «Елену»; Апеллес, рисующий «Афродиту» с Кампаспы) и «реконструкции» их картин, сделанные по прозаическим описаниям греческих и римских авторов (картины «Семейство кентавров», «Медея»).
Литература по теме:
• Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 47–50 (живопись архаики), 68–70 (живопись классики), 86–87 (живопись поздней классики)
• Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 83–86 (живопись архаики), 121–128 (живопись высокой классики, 144–145 (живопись поздней классики)
• Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М, 1966. С. 21–33 (живопись VI в. до н. э.), 34–44 (живопись первой половины V в. до н. э.), 45–53 (живопись второй половины V – начала IV в. до н. э.), 54–60 (живопись IV в. до Александра Македонского), 61–71 (живопись времен Александра и диадохов), 72–79 (живопись эпохи эллинизма).
• Неверов О.Я. Галерея истории древней живописи. Серия: «Архитектурные образы Нового Эрмитажа». СПб, 2002.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Монументальная архитектураМонументальная архитектура Рис. 16. Менгир в Бретани. ФранцияВ истории архитектуры наступает момент очень большого значения, когда к жилой архитектуре присоединяется архитектура монументальная. Это так называемые мегалитические сооружения (с греческого: . ; —
Тема 2 Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV–III тысячелетия до н. э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзыТема 2 Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV–III тысячелетия до н. э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзы Общая характеристика эпохи неолита (земледелие вместо собирательства, скотоводство вместо охоты, изобретение кера мики, оседлость,
Тема 7 Особенности формирования и развития скульптуры Древней Греции в эпоху архаикиТема 7 Особенности формирования и развития скульптуры Древней Греции в эпоху архаики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.Архаика
Тема 8 Древнегреческая расписная керамика эпохи архаики и классики (лекционная аудитория и Эрмитаж)Тема 8 Древнегреческая расписная керамика эпохи архаики и классики (лекционная аудитория и Эрмитаж) Древнегреческая расписная керамика от геометрических до краснофигурных ваз поздней классики: этапы развития, особенности декора, техника изготовления (гончар и
Тема 10 Архитектура и скульптура Древней Греции эпохи ранней классикиТема 10 Архитектура и скульптура Древней Греции эпохи ранней классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю,
Тема 12 Скульптура Древней Греции эпохи высокой классикиТема 12 Скульптура Древней Греции эпохи высокой классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и
Тема 15 Архитектура высокой (вне Афин) и поздней (вне Афин и в Афинах) классики в Древней ГрецииТема 15 Архитектура высокой (вне Афин) и поздней (вне Афин и в Афинах) классики в Древней Греции Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.
Тема 16 Скульптура Древней Греции эпохи поздней классикиТема 16 Скульптура Древней Греции эпохи поздней классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Разделение классики на раннюю, высокую и
Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта)Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта) Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его
Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в
Тема 23 Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана АвгустаТема 23 Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана Августа Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху. Приход к власти Октавиана Августа (31 г. до н. э. – 14 г. н. э.) и первый период
Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династииТема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династии Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в
Тема 4 Архитектура Египта эпохи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династииТема 4 Архитектура Египта эпохи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация,