. МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГТУ С НИЗКОЙ ЭМИССИЕЙ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ - Современные проблемы науки и образования (сетевое издание)
МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГТУ С НИЗКОЙ ЭМИССИЕЙ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ - Современные проблемы науки и образования (сетевое издание)

Без кейворда

В настоящее время газотурбинные двигатели в составе ГТУ находят всё более широкое применение в качестве силовых установок в различных отраслях промышленности. Одним из вариантов применения ГТУ является конвертирование существующих авиационных газотурбинных двигателей в газотурбинные установки наземного применения, однако при конвертации авиационных двигателей их энергетические характеристики в лучшем случае остаются неизменными, а зачастую даже снижаются. Одновременно с этим весьма активно ведутся работы по созданию ГТУ нового поколения, для которых требуется разработка новых технических решений, обеспечивающих как повышение эффективности, за счет увеличения степени повышения давления, при котором производится сжигание топлива и повышения температуры сгорания, так и экологичности. Анализ современных публикаций показал, что в настоящее время отсутствуют достоверные методики расчёта основных характеристик низкоэмиссионных камер сгорания, таких как уровень эмиссии NOх и СО, границ вибрационного горения, что не позволяет прогнозировать характеристики камеры сгорания при начале её разработки. Создание методик расчета высокоэффективных энергетических установок, обеспечивающих наряду с экономией топлива улучшение экологических показателей, уменьшение стоимости всего жизненного цикла, является одной из самых актуальных задач.

На основе проведенного имитационного моделирования ГТУ авторами получены необходимые исходные данные для расчета камеры сгорания с оптимальной степенью сжатия компрессора. Алгоритм проектировочного расчета кольцевых камер сгорания, разработанный и апробированный на примерах в [1], послужил основой для создания методики расчета высокотемпературных кольцевых камер сгорания с температурой 1700 ºС в зоне горения. По данному алгоритму в ходе выполнения научно-исследовательской работы «Проведение теоретических и имитационных экспериментальный исследований, разработка технических решений и моделей, направленных на снижение вредных выбросов продуктов горения топлива в перспективных ГТУ при высокой температуре сгорания (1700 °С и выше)» в ОАО ПГ «Новик» были спроектированы несколько вариантов высокотемпературных камер сгорания и произведена для них оценка выбросов оксидов азота в выхлопных газах.

Уровень объемных выбросов наиболее качественно позволяет оценить расчетная методика образования оксидов азота в КС ГТД, на основе термического механизма Я.Б. Зельдовича и одномерной модели спроектированного варианта камеры сгорания.

Основное уравнение для инженерных расчетов эмиссии N0x:

где Рк - давление воздуха на входе в КС;

Тг - температура газа в зоне горения;

τ - время пребывания газов в зоне высоких температур.

Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Теоретические расчеты эмиссии оксидов азота КС

Параметр

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Температура в КС, К

Длина активной части КС, м

Скорость воздуха, м/с

Давление на входе в КС, Мпа

Время пребывания газов в КС, мс

Объемная концентрация Noх, мг/м 3

В результате проведенных исследований подтверждена закономерность, при которой с увеличением температуры сжигания топлива существенно возрастает концентрация оксидов азота в выхлопных газах. Как отмечалось ранее, любой из существующих методов снижения выбросов оксидов азота ведет к снижению температуры сжигания топлива и, как следствие, к снижению КПД установки. Единственно возможным методом был бы каталитический метод снижения оксидов азота, однако в настоящее время катализаторы, работающие в условиях воздействия рассматриваемых температур, отсутствуют. В связи с этим наиболее реализуемый вариант высокотемпературных ГТУ в ближайшее время - применение многовального ГТУ простого цикла со свободной турбиной и двумя камерами сгорания.

Рабочая температура продуктов сгорания в первой (высокотемпературной) КС составляет 1700 °С и развивает выходную мощность на ТВД, а снижение оксидов азота в отработанных газах до допустимого уровня осуществляется с помощью каталитического дожигания по приведенной выше схеме ГТУ с многовальным ГТД, т.е. на выходе газовой (первой) турбины высокого давления установить каталитическую низкотемпературную, продукты сгорания которой направить во вторую турбину низкого давления. В качестве низкотемпературной каталитической камеры сгорания можно использовать доработанную существующую КС с катализатором. Кроме того, в такой системе ГТУ воздух, отобранный за какой-либо ступенью компрессора, после охлаждения элементов ТВД не надо возвращать в проточную часть компрессора для утилизации теплоты и повышения КПД ГТУ, тем самым можно уменьшить работу, затрачиваемую на сжатие воздуха в компрессоре. Основной отбор мощности от ГТУ происходит на валу ТВД, оставшаяся часть мощности снимается с вала ТНД. Для повышения общего КПД ГТУ необходимо использовать тепло отходящих газов от ТНД в соответствующих теплообменниках-когенераторах. В результате проведенного анализа выбрана окончательная схема высокотемпературной ГТУ с дожигом рабочих газов в низкотемпературной камере сгорания с катализатором, а в качестве высокотемпературной камеры сгорания определен расчетный вариант № 3.

Выбранный способ сжигания топлива во вторичной низкотемпературной камере в соответствии с патентом RU 2372556 заключается в пропускании топливовоздушной смеси через несколько каталитических зон с использованием каталитического пакета, включающего два катализатора: Pd-содержащий катализатор для инициирования процесса горения топливовоздушной смеси и катализатор для устойчивого горения топливовоздушной смеси. Сжигание осуществляют в двух каталитических зонах, которые различаются составами катализаторов и их каталитической активностью в реакциях окисления углеводородов. Так, в 1-й зоне используется катализатор, содержащий PdO или Pd, нанесенный на оксид алюминия, модифицированный оксидами редкоземельных элементов, в частности церия или лантана, с содержанием палладия.

Во 2-й зоне можно использовать катализатор, содержащий в качестве активного компонента оксиды марганца или гексаалюминат марганца.

Инициирование процесса горения топливовоздушной смеси осуществляется на катализаторе 1-й зоны при температуре 250-530 °С; устойчивое горение топливовоздушной смеси осуществляют на катализаторе во 2-й зоне при входной температуре 450-800 °С, при этом температура отработанных газов на выходе из каталитического пакета составляет 700-950 °С.

В соответствии с выбранной схемой многовального ГТУ простого цикла со свободной турбиной и двумя камерами сгорания, а также расчета термогазодинамического цикла такого ГТУ был проведен предварительный теоретический расчет низкотемпературной каталитической камеры сгорания. Результаты расчета приведены в таблице 2.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: